
Навигатор будущего
Ещё в детстве, когда я сама была на пороге выбора будущей профессии, мама всегда говорила мне о том, насколько неразумно не использовать интеллектуальные, творческие и энергетические ресурсы, заложенные в нас природой от рождения. Фактически, это преступление против самого себя. Тогда, я не совсем понимала глубину и правильность этих слов, но часто задумывалась над ними. Как понять своё предназначение? Как заглянуть вглубь самого себя и, сквозь лабиринты дорог выбрать одну, самую подходящую, истинную? Для многих ребят эта проблема продолжает оставаться одной из приоритетных.
В сельской школе, в которой я работаю советником директора по воспитанию, проблема выбора профессионального самоопределения стоит во главе угла. Особенно, когда речь идет о выпускниках, не имеющих «отступных», запасных вариантов и времени на долгие пробы и раздумья. Помню, как будучи второклассницей, я, девочка, которая боялась высоты выше своего роста, мечтала покорить космические вершины, а в пятом классе грезила стать певицей и колесить с гастролями по всему земному шару, были и другие мысли: стать художником, но эта идея также, как и многие другие, растворилась и исчезла в детском представлении о себе и своем предназначении в жизни. Хорошо это или плохо, примерять на себя разные профессии? С высоты прожитых лет могу однозначно сказать: «Это не просто хорошо, это прекрасно уже потому, что подобная примерка помогает развивающейся личности «отделять зерна от плевел» также, как и мечты от реальности.
Во времена моих выпускных лет не было настолько развитой профориентационной работы для будущих выпускников. В основном, срабатывал эффект «сарафанного радио», благодаря которому, многие родители совместно с детьми выбирали то, что казалось ближе всего по душе и, что не мало важно, по карману. Так было и в моем случае. На общем семейном совете было принято решение о моём поступлении в Валуйский педагогический колледж, ведь тяга к детям, знаниям и учительской профессии была у меня в крови, к тому же, обучение в колледже было на бюджетной основе и сам он находился не слишком далеко от дома. Как и у всех людей, стоящих перед выбором жизненных ориентиров и предпочтений, были сомнения и долгие ночные раздумья: «Правильно ли я поступаю?», «Не потрачу ли время зря?», «У меня получится?!». Я Вам отвечу: «Все получилось!». Получилось благодаря мудрым наставникам и талантливым педагогам, любящим своё дело. В этом весь секрет успеха. Тем, кому, так скажем, «не подошло» - отсеялись ещё на начальном этапе обучения, когда пришло осознание, что с профессией учителя им «не по пути», остальные же, с честью и достоинством прошли курс молодого бойца и получили свой счастливый «билет в будущее».
Как хорошо, что время не стоит на месте, развивается информационная структура и сам стиль жизни молодых людей. Сейчас, с внедрением в образовательные программы школ проекта «Билет в будущее», молодые ребята имеют уникальную возможность найти себя среди тысячи направлений, дать шанс на практическую реализацию внутреннего потенциала и катализировать имеющийся запас в нужном направлении. Это не пустые слова. Ведь многим выпускникам из сельских территорий, таких же, как и наша, достаточно тяжело найти правильные целевые ориентиры, исходя из имеющихся умений и навыков. Трудно понять и определить, как то, что умеешь делать лучше всего, сможет стать делом жизни, источником вдохновения, дохода и социального вклада в развитие страны. Только погрузившись в процесс, приняв участие в практических мастер-классах и курсах профессионального мастерства на базе профориентационных площадок, ребята смогли расширить свой кругозор и сфокусировать внимание на том, что действительно важно для них и приоритетно для нашей местности. К слову, многие ребята с глубоким убеждением говорят о том, что они хотят остаться учиться и работать в нашей области, что не может не радовать нас, педагогов, вдохнувших в них первую любовь к будущей профессии.
С момента начала специальной военной операции, которая проходит на территории нашей Белгородской области, ребята всерьез задумались о важности профессии медицинского работника и её значимости в разрезе других сфер жизнедеятельности. Многих заинтересовали ключевые аспекты этой самоотверженной стези и информационная платформа «Билет в будущее», конечно же, стала ключевым навигатором во всех интересующих вопросах. Но, немало важным звеном системы по-прежнему остаётся педагог-наставник, который вместе с детьми погружается в мир профессионального самоопределения, повышая не только уровень знаний своих учеников, но и свой собственный. Важно понимать то, что каждому из ребят хочется не просто найти своё дело, но и обрести ту самую «уникальность» и востребованность, о которых так много говорят.
Возвращаясь к тем словам, которые когда-то говорила мне мама на моём профессиональном старте, я понимаю, что эти слова стали для меня ключевыми. Я смогла сохранить и приумножить в себе то, что бережно и с заделом на будущее вложила в меня сама матушка-природа: любовь к детям и стремление к знаниям. Погубив однажды в себе этот потенциал, я могла лишить десятки своих учеников того, что дарю им ежедневно. Я могла лишить себя того, что теперь приносит мне радость, почет и уважение. Я могла навсегда «зарыть» в себе любовь к профессии учителя, но не сделала этого потому, что однажды смогла сделать единственно верный для себя выбор. И именно поэтому, теперь я стараюсь быть верным навигатором для тех молодых дарований, которые блуждают в поисках своего «билета в будущее».
Я уверена: открывая новые горизонты для молодых и перспективных ребят, мы с Вами открываем новые возможности для нас и нашей страны!
#моигоризонты